Сад радостей земных


Был такой голландский живописец, которого англичане называют Бошем, мы - Босхом, но вообще-то его фамилия по-нидерландски читается Бос. Так вот, самый знаменитый его триптих выставлен в "Прадо" и называется "Сад радостей земных". Если его открыть, то на центральной части виден круглый пруд, по кромке которого ходят люди. Над прудом - странная башня на шаре, тоже в воде, и к ней стекаются три реки, что очень напоминает изображение северного полюса у Меркатора. Но самое интересное обнаруживается, если триптих закрыть...

Потому что здесь художник изобразил Землю на третий день создания, плоскую, внутри сферы. Что он этим хотел сказать, мы можем только догадываться, разумеется. Говорят, Бос жил и творил в конце XV века. Не знаю. Возможно. Хотя про его жизнь известно... да ничего толком не известно. Мог быть таким же проектом, как "Да Винчи", "Данте" или "Шейкспир". Главное - продвинуть в массы определённые идеи. Для меня примечательно, что последователей его взгляда на вещи мы не видим ещё много веков, пока не появляются извращенцы от искусства типа Дали и превращают художественную необычность в нехудожественный фарс... Биографы появились у Боса лет через 100 после его смерти. Что тоже показательно, если сравнить с подобными примерами в «проектной» литературе. Так что вполне вероятно, что его жизнь пришлась не на конец XV, а на середину XVI века. Но всё это я говорю так, просто размышляя вслух, а суть моего поста - в самом триптихе, который, согласитесь, резко выделяется из всего того, что мы встречаем у современников и потомков Иеронима, причём дважды бьёт в самую точку Плоской Земли.

Write a comment

Comments: 0
Flag Counter